ЭКОЛОГиЯ

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Основные цели и задачи экологического воспитания:

  • формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе, природным ресурсам;
  • повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с охраной окружающей среды вопросов и проблем;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
  • повышение активности и эффективности общественных работ по охране окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся возможной угрозой экологии.

Год экологии и особо охраняемых природных территорий

С целью привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны, Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В связи с этим на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире. Правительственный курс направлен не только на комплексные проблемы экологии, но также заботу об охраняемых природных территориях: заповедных парках и садах.

Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии. Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. План мероприятий в ДОУ предусматривает многочисленные мероприятия для детей. Среди них особое внимание уделяется тематическим занятиям и праздникам, конкурсам и выставкам, экологическим играм и природоохранным акциям. Все запланированные события объединяются идеей сохранения экологии и природы страны, в которой мы живем. Дети должны обратить внимание на природу и те проблемы, которые связаны с экологией и чистотой.

Нормативные и локальные документы

Экологическое воспитание в МБДОУ

В МБДОУ ведется разнообразная работа по экологическому воспитанию дошкольников. Помимо образовательной деятельности в данном направлении, мы проводим различные экологические акции, разрабатываем и реализуем исследовательские проекты. Ребята и педагоги реализуют себя творчески в создании интересных поделок и коллекций костюмов из вторичного сырья, в организации выставок художественного творчества "Как прекрасен этот мир!" и др. В нашем детском саду постоянно ведется работа над созданием развивающей предметно-пространственной среды и озеленением территории детского сада, организовывается трудовая деятельность на участках. В данной работе задействованы все участники образовательных отношений: дети дошкольного возраста, педагоги и родители (законные представители) воспитанников.

Экологические пословицы и поговорки

  • Аист на крыше – мир на земле.
  • Одно дерево срубил – посади сорок.
  • Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.
  • Большое дерево и от солнца и от ливня укроет.
  • Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
  • Возле леса жить - голоду не видеть.
  • Кто землю лелеет – того земля жалеет.
  • Без хозяина земля круглая сирота.
  • Лес да вода поле красит.
  • Накормишь землю – она накормит тебя.
  • Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто.
  • Убил бобра, а не нашёл добра.
  • Не пинай собаку – судороги потянут.
  • Кота убил – семь лет ни в чём удачи не видеть.
  • Убить лебедя – быть беде.
  • Журавля убьёшь – счастья не будет.
  • Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.
  • Всякому лесу на земле есть место.
  • Где много пташек, там нет букашек.
  • Над лесом дождь дважды идёт.
  • Сажай лес в поле – будет хлеба боле.
  • Сломать дерево - секунда, вырастить – года.
  • Лес и вода – краса природы.
  • Растение – берегам спасение.
  • Растение – земли украшение.

Стихи об экологии для дошкольников

***

Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!


О загрязнении

Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.

Чтобы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья,
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе -
Нам ещё здесь жить как вроде!


Береги природу

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
"Разумный" человек.
Сейчас же кинулись спасать
"Природную среду",
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек " всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!


Глобус

Я обнял глобус " шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: "Береги".
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: "Будь с нами добр".
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги";.
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги".
И птиц, и рыб я слышу всех:
"Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги".
Я обнял глобус " шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: "Не солгу.
Тебя, родной мой, сберегу".


Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!


Не губи живое

Федя бабочку поймал и божию коровку,
Отпускать он их не стал и посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл. У Феди игр тысячи.
Попробовал бы сам – пожил год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете? Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети – остаться злым всего страшней.
Слышишь выстрелы в лесу? Целый день стреляет.
Из ружья убил лису, а зачем – не знает.
И палит во всех подряд Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят Нету больше мамы.
Есть, увы, среди детей и плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей. Будем с ними строже!
Сделай домик для скворца, подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам: птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам – хорошо на свете!


Человек и природа

Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.

Он никак не мог понять,
Что природа – наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится,

Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.

Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.


Лес

Зелёный кров лесов планеты
Скрыл серый вид материков.
Противник явный бога Сета
Спасти жильцов своих готов.
Лесной массив планеты нашей
Зверей хранишь ты от людей,
Становишься всё краше, краше.
Ярко – зелёный чародей.
Живёшь своею тихой жизнью,
Вдали от сует городских.
Но лесорубы зубы стиснув,
Срубают лес для нужд людских.
Враги лесов – простые люди,
Но вечно нам нельзя вредить.
Давай бороться с этим будем,
С природой будем в мире жить.


Живой букварь

Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.


Экология земли

Посмотрите с чувством люди, что с планетой нашей будет!
Об асфальт, сжигая шины, газом кашляют машины,
Сколько гари, сколько дыма - просто невообразимо!
Печи, фабрики, заводы, катера и теплоходы
Выдыхают серный газ. Подсчитайте, сколько в час?
Экология в упадке - слой озонный слишком шаткий...
Ну, когда же мы поймём? - Это дом, мы в нём живём,
Землю мы считаем раем, сами же и отравляем:
Мусора завалы, груды, впрочем, урны есть повсюду.
На лицо накинув тень, в урну бросить мусор лень.
Лучше лишний нам товар бросить здесь, на тротуар.
В парках, скверах и аллеях кучи мусора белеют,
И признаться, стыдно даже, словно свалка наши пляжи.
В космос сорок лет летаем и его мы засоряем...
Ну когда придёт сознанье в уважении мироздания?
Двадцать первый ныне век - будь умнее ЧЕЛОВЕК!


***

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету!
Во всей вселенной похожей нету!

И. Мазин


***

Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!

Б. Заходер


***

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц к морозу
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А. Яшин


***

Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски,
Но в кругу друзей жуки -
Чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком,
Я с ним третий год знаком.
Это счастье, если жук
И тебе не враг, а друг!

К. Забойский


***

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Прекрасна, прекрасна родная земля.
Прекраснее мне не найти никогда!
Зеленые долы, леса и поля
И синяя в море вода.

В. Берестов


***

Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.

С. Ахматова


***

Жили люди на планете,
Мамы, папы и их дети.
Бросит каждый по бумажке -
Планета станет замарашкой….
Лесные правила
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
Муравейник не топчи,
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: "Ты – мой друг!"
Тебе – спасибо!"

Экологические игры для дошкольников

"Я знаю…"

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: "Я знаю 5 названий цветов" и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: "Птицы" и так далее.

"Угадай, что в руке"

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).


"Угадай, какая птица поёт?"

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.


"Сад - огород"

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

– Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.


"Что это такое?"

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживойприроды. Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.


"Летает, плавает, бегает"

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове"медведь" дети начинают подражать ходьбе как медведь; "сорока" дети начинают махать руками и так далее.


"Перелёт птиц"

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц. Закреплять понятие "зимующие", "перелётные".

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и "превращается" в определённую птицу. Ребёнок говорит: "Я – ворона!", "Я – воробей!", "Я – журавль!", "Я – кукушка!" и так далее. По сигналу ведущего: "Раз, два, три на своё место лети!", дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.


"Похожи - не похожи"

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя "окнами – прорезями", в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье "окно" вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант: Ребёнку предлагается установить "экран" так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором "окне".

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое "окно" – яблоко, второе "окно"– круг, третье "окно" – мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое "окно", второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму "окну". За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает "загадку"– выстраивает в первом и в третьем "окне" изображения обладающие общим свойством, при этом второе "окно" скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе "окно" или загадать новую "загадку".


"Кто где живёт?"

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место "дома" объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).


"Времена года"

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.


"Вопрос – ответ"

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы. Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5. От чего гусь плавает? (от берега).

6. Чем до неба докинешь? (взглядом).

7. По чему собака бегает? (по земле).

8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).


"Узнай по объявлениям"

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания). Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогу всем, у кого сломался будильник?

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!


"Где что зреет?"

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: "Какие плоды созревают, а какие нет?". Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.


"Почтальон принёс письмо"

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.


"Птичка"

Цель: Различать деревья по листьям. Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит:"Прилетела птичка и села на дуб". Дуб должен ответить: "На дубу не была, улетела на ёлку". Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.


"Снежный ком"

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах. Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок – повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: "Грач – перелётная птица". – "Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный". – "Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется "грачевник" и так далее.


"Кого чем угостим?"

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица –; сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.


Игра "Хорошо – плохо"

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: "Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?", "В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?", "Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?", "Снежная зима – это хорошо или плохо?", "Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?", "Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?", "У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?", "Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?"; и так далее.


"Кто за кем?"

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.


"Каждому - своё место"

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий. Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.


"Что будет, если …?"

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножатьприроду. Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под "колы"? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Обратная связь

Перед отправкой данной формы, ознакомьтесь, пожалуйста, с Политикой обработки и хранения персональных данных

Версия для
слабовидящих